Венецианская биеннале - невероятная по своим масштабам и одна из самых влиятельных и ярких международных арт-площадок, которая проходит в Венеции каждые два года и во многом отражает главные тенденции современного искусства, демонстрируя его лучших представителей на взгляд кураторов биеннале.
История Венецианской биеннале началась в 1895 году, но особенную популярность получила в послевоенные годы, когда на биеннале стал показываться общепризнанный мировой авангард. В разное время на биеннале в Венеции были представлены работы Густава Климта, Анри Матисса, Амедео Модильяни, Джорджо Де Кирико, Сальвадора Дали, Василия Кандинского, Джексона Поллока и многих других известнейших художников.
Куратором 58-й Венецианской биеннале современного искусства был назначен Ральф Ругофф, а темой биеннале стало псевдо-китайское проклятие: "May live in interesting times" ("Не дай вам бог жить в эпоху перемен"). Интересен тот факт, что первое упоминание этой пословицы появилось в докладе Остина Чемберлена в 1936г на пороге мировой катастрофы.
Мы воистину живем в очень любопытное время, где всё стремительно меняется и не всегда в лучшую сторону. Поток скоростных новостей из интернета, пропагандистских войн, удручающее влияние на нас социальных сетей - "эра лжи" с одной стороны, прогресс в науке и развитие искусственного интеллекта - с другой. При этом человек сегодня потерян и не успевает адаптироваться к этим изменениям. Как в таком контексте чувствует себя современное искусство и какое оно? По словам куратора оно сегодня заключается в "намеренной неопределенности и текучей сложности".
Участие в программе Венецианской биеннале принимает более 90 государств, из которых 5 стран (Алжир, Гана, Мадагаскар, Малайзия и Пакистан) представлены в Венеции впервые. Примечательно также то, что впервые за всю историю в ней участвует равное число мужчин- и женщин-художников, за что Венеция-2019 уже заслужила прозвище biennale donna. Основная программа проходит в двух больших комплексах: парке Giardini и на бывших военных складах Arsenale.
Мы отобрали для вас 6 самых ярких и в то же время неоднозначных павильонов, которые, несмотря на свою популярность среди посетителей, подверглись жёсткой критике от многих влиятельных персон из арт-сообщества. Одни отмечают разнообразие форм выражения, а другие совершенно не понимают кураторской концепции.
1. Литовский павильон: эко-опера «Солнце и море (Марина)»
"Золотого льва" завоевал павильон Литвы с проектом Sun & Sea (Marina), воспевающим проблемы экологии. 20 профессиональных певцов в промежутках между раскладыванием полотенец и пролистыванием ленты соцсетей поют об истощении мира вокруг. По мнению авторов проекта, «современные кризисы разворачиваются легко, мягко — как поп-песня в самый последний день на Земле». По мнению главного редактора немецкого журнала искусстве «Monopol» Эле Бур, перформанс реализован на очень слабом уровне.
2. Бельгийский павильон: «Собачий мир»
Особое внимание жюри уделило павильону, который «очень напоминает Европу, предлагая прогулку, похожую на туристический и антропологический опыт», а именно проекту из Бельгии - «Mondo Cane» («Собачий мир»). Павильон состоит из двух «миров»: в центре находятся фигуры, изображающие ремесленников, а по краям за решеткой размещена параллельная реальность с «сумасшедшими, маргиналами и поэтами».
3. Французский павильон: «Глубокий синий, окружающий тебя»
Павильон Франции представляет проект "Deep see blue surrounding you" («Глубокий синий, окружающий тебя») художницы Лор Пруво, которая в 2013 году получила престижную премию в области современного искусства, а именно премию Тернера. Лор Право представила видео-арт, схожий больше с роуд-муви с собранными впечатлениями от путешествия по Франции. Тему подхватывает инсталляция внутри и снаружи павильона, состоящая из пленки, глины, смолы, стекла, яиц и других подручных средств.
4. Китайский павильон с роботом, который пытается убрать лужу крови
Китайский дуэт Сунь Юань и Пэн Юй показывают в центральном павильоне инсталляцию «Не может помочь себе» («Canʼt help myself»). Робот, тщетно убирающий кровь с пола на глазах у изумленной публики. Несмотря на то, что робот умеет совершать 32 действия, эти навыки не могут помочь ему помочь себе, что образует цикличность, из-за чего робот вынужден повторять свою работу снова и снова. Согласно замыслу, инсталляция призывает людей задуматься о проблеме конкуренции между человечеством и искусственным интеллектом.
5. Швейцарско-исландский художник Кристоф Бюхель: «Наша лодка»
На пятом месте оказался проект «Barca nostra» («Наша лодка»), затронувший проблему беженцев. Швейцарско-исландский художник Кристоф Бюхель, известный масштабными инсталляциями, показал на Венецианской биеннале рыбацкое судно, затонувшее в 2015 году по пути из Ливии в Италию. На том борту, рассчитанном на команду из 15 человек, находились 800 беженцев.
6. Российский павильон: «Притча о блудном сыне»
Один из самых скандальных павильонов в этом году стал павильон России, который в этом году курирует Государственный Эрмитаж. Тяжёлая угрюмая атмосфера, царящая в павильоне смутила очень многих экспертов в сфере искусства.
Основатель московской галереи Pop/off/art Сергей Попов высказался о том, что «уже заранее было известно, что это будет позор. <…> Но проблема в том, что это не имеет никакого отношения к современному искусству, и, видимо, по ошибке или по чьему-то злому умыслу попало в Павильон России прямо в разгар биеннале.» По мнению искусствоведа, «павильон стал идеально точным диагнозом происходящему в стране, а репрезентация российского искусства, на которую жалуются всё время, сегодня наконец достигла критической отметки.» Комиссар русского павильона на Венецианской биеннале Семен Михайловский не скрывает, что пространство было задумано напряжённым изначально.
Немаловажно, что Эрмитаж стал не только куратором российского павильона, но и лейтмотивом павильона стала презентация переосмысления коллекции музея. Прежде всего стоит отметить, что впервые за историю русского павильона мы видим проект, представленный командой из Санкт-Петербурга (учитывая кураторов и художников).
Название «Притча о блудном сыне» отсылает не только к Евангелию от Луки (глава 15, стихи 11–32), но и к картине Рембрандта. В проекте принял участие режиссер Александр Сокуров и художник Александр Шишкин-Хокусай. Несмотря на огромное количество негатива, направленное в адрес российского павильона, тем не менее его отметила итальянская газета Corriera della Serra и он вошёл в пятёрку лучших павильонов венецианской биеннале 2019 года по версии Financial Times.
На сегодняшний день арт-сообщество положительно реагируют на творения художников, которые затрагивают актуальные и важные проблемы, волнующие общество: климат, политика, искусственный интеллект, виртуальная реальность, рассизм, вопросы переселения беженцев. Например, искусствовед и художественный критик Эйдриан Сил в британской газете The Guardian высказался о том, что «мы находимся во власти глупости, что и наблюдаем на шоу Ральфа Ругоффа», также искусствовед признался, что с ужасом убежал из русского павильона, испугавшись «Рембрандтовского мрака, призрака Христа и горящих солдат». Вероятно, наша страна переживает не лучшие времена в сфере современного искусства, что подкрепляется многими мнениями авторитетных людей из мира искусства. Но несмотря на многочисленные негативные реакции, оно всё же отражает сегодняшнюю ситуацию в России.
Стоит отметить, что не все эксперты негативно высказывались о биеннале, например, редактор лондонского журнала современного искусства Frieze Дженнифер Хигги осталась весьма довольна представленными работами других павильонов, по её мнению, на биеннале можно увидеть довольно много талантливых художников, которые представили работы на очень высоком уровне. Возможно и у российского павильона также появятся свои поклонники, которые поймут мысль, которую заложили кураторы в концепцию павильона.
Винецианская биннале продлится до 24 ноября 2019.
Текст: Яна Германн
Comments