Ярмарка современного искусств Art Russia проходит всего лишь во второй раз, однако она уже успела стать популярной как в узких кругах профессионалов мира искусства, так и просто среди ценителей современного арта.
За 4 дня ярмарку посетило свыше 20 000 человек, что в период пост пандемии -–действительно большая цифра. Одной из самых важных задач, которую ставили перед собой организаторы Art Russia, было именно собирание людей, чтобы после отмены карантина люди могли не просто встретиться, но и пообщаться в красивом месте, наполненном современным искусством.
Вадим Лобов
По словам президента корпорации “Синергия” Вадима Лобова, команда кураторов ярмарки старалась создать площадку для дружеского и делового общения и преследовала ещё одну важную цель – стать точкой нового этапа общения между творческими людьми и людьми бизнеса, чтобы российский арт-рынок мог выйти на международный уровень.
Пространство Гостиного двора позволило свободно разместить 87 стендов, каждый из которых служил одновременно отдельным пространством для презентации художников и при этом являлся частью общего концепта ярмарки. 37 стендов заняли галереи, которые выставили работы сразу нескольких авторов, остальные 50 стендов заняли художники, представляющие свое творчество самостоятельно. Это одно из нововведений, которое привнесли организаторы Art Russia в концепцию арт-ярмарок в России. Далеко не все художники уже успели найти галеристов, готовых к сотрудничеству: кто-то предпочитает самостоятельную карьеру, у кого-то еще недостаточно опыта, поэтому шансов поучаствовать в других ярмарках современного искусства у них не было. Ярмарка Art Russia предоставила возможность художникам реализоваться в творческой среде, а также знакомиться с присутствующими на ярмарке галеристами и, возможно, договориться о дальнейших совместных проектах. Мы также успели проникнуться атмосферой интересного и полезного общения и постарались познакомиться и поговорить с участниками ярмарки.
Особое внимание хочется уделить стендам с фотографиями, которых на ярмарке было не так много. Ценно то, что искусство фотографии остаётся важным для современного зрителя. Главным и, пожалуй, самым авторитетным представителем этой линии творчества на Art Russia был Влад Локтев (instagram: @vladloktevgallery), который развивает искусство фотографии еще с 1980-х и внес за это время большой вклад в становление глянцевой фотографии и модной фотоиндустрии в нашей стране.
Еще один стенд заняла фотогалерея из Питера “Белая радуга” (instagram: @wr_photogallery), представившая работы сразу четырех фотографов. Особенно сильно выделялись в общем пространстве фотографии питерского фотографа – Андрея Кеззина, наполненные невероятной плотностью и яркостью цвета. Все фотографии были оформлены под акриловым стеклом, что позволило сохранить максимальную насыщенность кадра, а также избавиться от лишних бликов, мешающих просмотру работ. Директор галереи Илья Яковлев отметил, что команда Белой Радуги всегда открыта к сотрудничеству, однако уже на начальном этапе старается проводить строгий отбор среди кандидатов, чтобы любой человек, обратившийся в галерею, мог приобрести действительно только хорошие и ценные работы.
Искусство фотографии также представила на Art Russia Эльвира Ковригина – фотограф и путешественница. В разговоре с нами Эльвира призналась, что фото – не основной вид ее деятельности. В начале это было только хобби, которое затем переросло в нечто более серьезное. Настолько серьезное, что некоторые ее работы хранятся сейчас в фонде Государственного Русского музея Санкт-Петербурга, а также представлены в online галереях “Art online 24” и “TEO by Cosmoscow”.
Конечно же самым популярным видом искусства на Art Russia оказалась живопись. Разнообразие художников было настолько широким, что даже посещая ярмарку во второй и третий раз и переходя от одного стенда к другому, мы неизменно находили новые картины и имена, которые не замечали до этого. В этой статье мы не будем останавливаться на творчестве каждого художника, но мы очень советуем зайти на сайт Art Russia 2021 и посмотреть участников самостоятельно. Отметим только, что уровень работ, представленных на ярмарке, был абсолютно разным, поэтому те, кто шли туда, ожидая увидеть выставку шедевров современного искусства, скорее всего не удовлетворили своего любопытства. В работах одних авторов действительно были видны творчество, процесс поиска своего стиля, проблематика картины. Другие же представили больше интерьерные работы, которые не несли в себе глубоких экзистенциальных смыслов, но при этом прекрасно могли бы вписаться в дизайн современного пространства. В этом случае важно иметь критическое мышление и понимать с каким запросом вы пришли, для чего хотите приобрести ту или иную работу, что нравится лично вам, что интересует и интригует, а что нет.
Уступая лидирующие позиции живописи, на Art Russia была широко представлена скульптура. Практически на каждом втором стенде можно было наблюдать произведения 3D формата, некоторые из которых можно было даже трогать или как-то взаимодействовать с ними. Одним из представителей скульптурного пласта современного искусства на Art Russia стал союз художников “Art Group Peace & Data” (Instagram: @artgroup_peace_data) – объединение трех скульпторов, стремящихся вместе воплотить общие идеи и идеалы. Особенностью их творчества является совмещение в скульптуре разных природных материалов. За счет этого каждая скульптура становится уникальна не только по своему замыслу, но и по форме, поскольку воссоздать второй раз рельефы, созданные природой, попросту невозможно. Нам удалось пообщаться с Андреем Мельниковым – одним из скульпторов, который с радостью рассказал о творческой работе в группе. Оказалось, что работать втроем над одним проектом не так уж и легко, ведь у каждого есть свое видение, каким он представляет будущую скульптуру. Однако, именно в совместных поисках удается достигнуть истины или вернее стать к ней ближе. Одним из последних проектов скульпторов стала серия работ “Что с нами не так?”, раскрывающая многогранность выбора, стоящего перед человеком в различные моменты жизни: попытаться или нет? Создать или разрушить? Надеть ли маску или обнажить сердце? Темы, найденные скульпторами, гармоничные формы, контрастность фактур – все это не могло не привлечь к стенду зрителей и покупателей. По нашим данным, продажи шли хорошо на протяжении всех дней ярмарки, что не могло не радовать как участников “Art Group Peace & Data”, так и нас.
Конечно, деловой подход к искусству для подобного мероприятия не новость, а скорее логический вывод, ведь ярмарка на то и ярмарка, чтобы на ней товар не просто висел на стенах и радовал взгляд зрителя, но и активно покупался. Цифры по сумме продаж произведений искусства говорят сами за себя. Всего за 4 дня было продано работ на 45.000.000 рублей, что для российского арт-рынка - деньги далеко не маленькие. И это еще без учета потенциальных продаж, о которых в анкетировании после закрытия ярмарки сообщил каждый участник. Если общая сумма обладает таким вдохновляющим количеством нулей, то сколько же стоили приобретенные работы? На самом деле диапазон цен очень широкий, поэтому каждый, кто действительно увлекается коллекционированием или только хочет начать собирать произведения искусства, мог позволить себе приобрести ту или иную работу. Самый низкий ценник начинался от 10.000 рублей, незаметно перерастая в работы уровнем гораздо выше, цена которых достигала 32.000 евро. В этом и заключается особенность Art Russia – в одном пространстве объединить именитых художников, фотографов, скульпторов, с только вступившими на свой путь авторами, не побоявшимися заявить о себе.
Конечно же, как и любое публичное мероприятие, Art Russia не обошлась без волны критики в свой адрес. Мнение по этому поводу выразила одна из наших авторов – Элен Рожнова:
"Если посмотреть, то в мире можно найти близкие аналоги Art Russia. Например, Art Paris. Для нас Art Paris – звучит сразу громко. А вот для самих французов нет. И топовые галереи игнорируют эту ярмарку совсем. Ни kamel mennour gallery, ни галерею Perrotin – раньше на этой ярмарке нельзя было встретить. Но зато они всегда присутствуют на арт-ярмарке FIAC, если переводить на наш рынок, то это – Cosmoscow в России. Поэтому говорить, что выставка современного искусства, которую игнорируют топовые галереи не стоит, тем более, что Art Russia существует только 2 года и у нее свой путь через пробы и ошибки, которые проходили все ярмарки. И Cosmoscow в том числе. Поскольку мы уже сравнили Art Russia и Art Paris, то надо заметить, что последняя существует с 1998 года и к ней было много негативной критики, но сейчас она достойно встала в расписание международных ярмарок. А в 2019 году на ярмарке был стенд вышеупомянутой галереи kamel mennour gallery, а в 2020 году, будучи единственной ярмаркой оффлайн в Париже, на почетном центральном месте первый раз появилась галeрея Perrotin.
«Даже FIAC сейчас понимает, что хорошо иметь еще одну ярмарку искусств в Париже. Это очевидно во всем, что, например, всегда хорошо иметь не только рестораны с 3 звездами Мишлен, но и что-то более демократичное. При этом сейчас Art Paris я считаю очень хорошей ярмаркой». Даниэль Хёрстел (Коллекционер, Париж).
Поэтому в заключение хочется пожелать ярмарке Art Russia успеха и правильных ориентиров для усиления своих позиций".
Также не стоит забывать, что помимо пространства, где можно было современное искусство увидеть, было также и пространство арт-форума, который продолжался на протяжении всех 4 дней и который вместил в себя 24 лекции об искусстве от лидеров и участников арт-рынка не только из России, но и из других стран.
Темы лекций были чрезвычайно многообразны и затрагивали как философские грани современного искусства, так и практические. Спикеры делились своим опытом коллекционирования, создания реальных и виртуальных галерей, инвестирования искусства и извлечения из этого выгоды.
Анастасия Постригай и Анастасия Перова
Также было проведено 12 дискуссий, в одной из которых участвовала основательница нашего проекта - Анастасия Перова. Дискуссия была посвящена провокационной теме “Есть ли конкуренция между арт-блогерами в России”. Беседа была очень оживленной, участники делились своим опытом ведения проектов, обсуждали трудности, возникшие в связи с карантином и то, как их удалось преодолеть, но главное, каждый из участников искренне выражал свои надежды на то, что в России будет больше людей неравнодушных к искусству, ведь именно ради этого и создаётся весь контент и все проекты.
Comments