28 мая 2021 в Новой Третьяковке завершится выставка Роберта Фалька, которая стала поистине уникальным событием этого года. Работы советского художника не выставлялись в таком объеме уже очень давно, если не сказать никогда. В залах галереи есть возможность увидеть более 200 произведений: более 100 полотен, около 90 графических рисунков, а также эскизы к театральным декорациям и костюмам. Картины привезены из 42 художественных собраний, в том числе из 2 зарубежных.
Р.Р.Фальк "Автопортрет в красной феске", 1957
То что мы сегодня можем увидеть столько шедевров кисти Роберта Фалька в одном месте – это результат неимоверных усилий большого количества людей, которые собирали и монтировали эту выставку. По словам директора ГТГ Зельфиры Трегуловой,
“организация выставки была очень непростой, особенно в те моменты, когда связь между регионами и странами ограничили карантинные меры. Помимо сложной логистики и государственных ограничений, сложность заключалась и в сотрудничестве с музеями, которые были также закрыты. Но имя Роберта Фалька помогало преодолевать трудности. Все понимали, что сделать эту выставку просто необходимо!”
Чрезвычайно обширная экспозиция раскрывает работы Фалька в ретроспективе его жизни и творческой судьбы. Каждый зал относится к одному из периодов творчества художника, поэтому для лучшего понимания замысла кураторов выставки и для правильного восприятия архитектуры экспозиции, знакомство с Фальком как с личностью просто необходимо.
Р.Р.Фальк "Солнце. Крым. Козы.", 1916
Роберт Рафаилович Фальк родился в октябре 1886 года в обеспеченной московской семье. В детстве он увлекался живописью, затем его вниманием завладела музыка. Мальчик даже собирался поступать в консерваторию, но передумал после того как попробовал писать маслом. Упоминание музыкального таланта Фалька не случайно, ритм и мелодичность жили внутри него, поэтому, не имея возможность выражать их в музыке, он перенес их в свои картины. В особенности полны мелодичности и ритма пейзажи: в одних цветовые пятна незаметно сливаются в единое изображение, а в других резкие и длинные мазки конфликтуют между собой.
В 1903-1904 годах Фальк учился в художественной школе Машкова, вместе с которым он всего через 6 лет, в 1910 году, участвовал в выставке “Бубновый валет”. 1905-1910 года были посвящены учебе в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были Константин Коровин и Валентин Серов. Это были художники ещё старой школы, в чьих работах присутствовало и натуроподобие, и реалистичность. Очень скоро все это уйдет, молодые художники станут приверженцами кубизма, примитивизма, модернизма и многих других стилей и уведут далеко от прежних идеалов. Но Фальк, благодаря своей разносторонности, объединит в себе характерные черты двух столь разных эпох и никогда не перестает экспериментировать и искать всё новые и новые подходы, новые и новые художественные решения.
Современники Фалька называли его характерной особенностью так называемую "живописную культуру". Ему свойственна невероятная взвешенность композиции, которая основывается на уроках Сезанна и знании работ Пикассо, тончайшая разработка фактуры и изысканность цветовых нюансов, сведение яркой палитры ранних работ до почти бесцветного колорита к концу жизни.
Р.Р.Фальк "Красная мебель", 1920
Эволюция его работ очень динамична, что нашло отражение и в современной выставке. Она включает в себя целых 7 разделов, каждый из которых посвящён одному из творческих периодов Роберта Фалька: “Начало. 1905-1909”, “Бубновый валет” 1910-1916”, “Вокруг Красной мебели” 1917-1921”, “Назад к старым мастерам. 1922-1927”, “Парижский период 1928-1937”, “Возвращение в СССР”, “Поздний период 1944-1958”.
В зале раннего творчества художника представлено не так много работ, но даже этого небольшого количества достаточно, чтобы уловить дух импрессионистов, присущий Фальку в то время. Он воспринял манеру французских художников интуитивно и довольно быстро отошел от неё. Его цвета перешли от легких и воздушных к более плотным, а движения кисти стали широкими и густыми.
Период авангардизма для Фалька начался в 1910 году с выставки “Бубновый валет”, о которой уже упоминалось. Эта выставка считается первой выставкой авангарда в России, что свидетельствует о том, что Фальк не просто шел впереди многих своих современников, он задавал основополагающие тенденции того времени. Правда среди своих товарищей-авангардистов он казался не таким броским, его даже прозвали “тихим бубновым валетом”. Это отнюдь не делает Фалька менее интересным художником. Напротив, его работы не просто призваны вызвать на эмоции зрителя, они более тонкие и сложные. При всей казалось бы примитивности форм, Фальк ведет поразительную цветовую игру, с каждым годом все усложняя свою палитру. Советский период Фалька резко отличается от предыдущего. Картины становятся менее светлыми, а цвет отчаянно стремится их покинуть. Такая перемена объясняется тем, что в этот момент уже знаменитый и успешный художник обращается к прошлому, к живописи старых мастеров.
Затем последовала командировка в Париж, которая затянулась на 9 лет. Часто любят замечать, что Париж Фалька совсем не похож на образ того вечно праздничного города, к которому все привыкли. Его Париж приглушенный, спокойный. Город показан художником будто не с парадной, а с обыденной, но от этого не менее прекрасной, стороны жизни. Возвращение Фалька на родину было трудным. Прожив 9 лет во Франции он не смог больше находиться вдали от Родины, однако приехал в СССР он в один из самых кровавых и опасных периодов истории, во времена репрессий. К счастью, Фалька они не коснулись в прямом смысле этого слова, он остался жив и мог продолжать трудиться и работать. Только вот весь его труд уже не был в почете, как раньше. На Фалька навесили ярлык "формалиста", перестали приглашать на выставки, он ютился в небольшой мастерской в Москве, в которой даже не было хорошего отопления. Грустно осознавать, но в таком небытие Фальк прожил до конца жизни. Те редкие выставки, которые ему удавалось устроить, проходили без особого внимания со стороны публики. Роберт Фальк умер в 1958 году. Его четвертая жена Ангелина Васильевна Щекин-Кротова сумела сохранить память о своем муже и посвятила всю свою жизнь работе над сохранением и популяризацией творческого наследия Фалька.
Р.Р.Фальк "Обнаженная в кресле", 1923
Но стоит отметить 2 события, которые повлияли на известность имени Фалька в 60ых годах. Одно из них – скандальный и в чем-то даже комичный отзыв Никиты Сергеевича Хрущёва на картину "Обнаженная в кресле" 1923 года, представленную на выставке «ХХХ лет МОСХа». Первый секретарь ЦК КПСС заявил: "Господа, мы вам объявляем войну и мы, конечно, никогда вам там, где вы соприкасаетесь с молодежью, работы не дадим, и оформление художественных книг мы вам не дадим". Видимо Никита Сергеевич тогда даже не знал, что Фалька уже 4 года нет в живых. Такой резкий отзыв не отвернул оставшихся почитателей Фалька от его творчества, а наоборот, заставил многих вновь заинтересоваться личностью художника.
Вторым событием стал выход книги-воспоминания Ильи Эренбурга "Люди. Годы. Жизнь". Писатель лично знал Роберта Фалька и посвятил ему целую главу, в которой описал жизнь художника в Париже и по приезде. Эта глава – прекрасная возможность увидеть Фалька глазами современников, поэтому рекомендуем прочитать её и познакомиться с художником чуточку ближе (книга 4, глава 13).
Выставка в Третьяковской галерее стала наглядной визуализацией нелегкой жизни Роберта Фалька и отразила в себе все самые тонкие колебания его души. Создателем выставки было особенно важно показать что Фальк – это не просто историческая фигура, а художник, чье творчество стало точкой отсчtта для молодых художников середины 20 века.
コメント