АРТ-ПЕРСОНА МЕСЯЦА
София Акимова
София живет и работает в Москве, в 2011 году окончила Московскую художественно-промышленную Академию им. Строганова по специальности искусствовед. Там же и в частных мастерских художников обучалась живописи и рисунку. С 2011 по 2015 год создавала проекты жилых и общественных интерьеров, а в 2013 году работала преподавателем истории искусств в университете МАБИУ. В 2022 году стала сооснователем галереи современного искусства «Tryptich gallery».
- У Вас несколько специальностей – искусствовед, дизайнер и художник. Есть ли среди них более доминирующая?
- Конечно, доминирующая специальность – художник. Я с самого раннего детства обожала рисовать – это было моим главным развлечением.
- Что подтолкнуло Вас сменить теорию на практику и начать самой создавать объекты искусства?
- Все началось с поступления в академию им. Строганова, когда я настолько увлеклась историей искусства, что отодвинула на второй план прикладной навык, затем был опыт преподавания и работы в дизайне. Я всегда отдавала себя целиком в профессии и любила то, чем занимаюсь. Однако, наиболее счастливой я себя ощущаю в мастерской, создавая картины. Просто в определенный момент осознала, что от себя не уйти, живопись – мое призвание с детства.
- Должен ли искусствовед сам уметь рисовать?
- Не должен, но очень желательно понимать процесс. Я считаю, что изучать искусство лучше всего, соприкасаясь с ним непосредственно, как это было в стенах Строгановки. К тому же для студентов нашего факультета прикладные занятия были обязательны, и я никогда их не пропускала, занимаясь дополнительно.
София Акимова "" (2023) и "Прошлой ночью" (2023)
- С какими материалами Вы предпочитаете работать?
- Масло – самый любимый материал, я часто миксую его с акрилом в подложке и масляной пастелью. Весь прошлый год осваивала тонкости техники старых мастеров, а сейчас я всецело погружена в сложный процесс послойной живописи, и это дает свои плоды.
- Что является главным для Вас в построении композиции?
- Основное – это правильный тональный баланс (светлые и темные части), затем подключается цвет, пластика линий, цельность и дробность. В последнее время все больше полагаюсь на интуицию в вопросах композиции.
- Ваш стиль напоминает символизм конца XIX века, Эдвард Мунк, Поль Гоген – кто из художников или какое из течений оказало влияние на ваше творчество?
- Мне близко творчество группы «Наби», а еще эстетика фильмов Дэвида Линча, также полных символизма и мистики. Я не фиксирую действительность, но отражаю свое наблюдение за ней. Некое послевкусие, ощущение от взаимодействия людей и среды. А «Мунк», видимо, читается из характера линий. Я никогда не стремилась подражать, так вот естественно у меня движется рука, когда я беру кисть. Это заметила и «подсветила» ментор Лиза Токарева, с которой я осваивала недостающие мне методики живописи старых мастеров. Тогда я подумала, что если моей руке удобно двигаться именно так, то нужно доверять себе. Мне нравится импровизировать и позволять этим формам, линиям жить на холсте. Порой у зрителя возникают ассоциации с Мунком или мистицизмом Линча. Для меня это комплиментарно, ведь я действительно вдохновлена этими авторами, а также Гогеном, Вюйаром, Дени.
София Акимова "Ожидание", 2022
- Может ли популярность в соцсетях сделать художника узнаваемым и быть основанием высоких цен на работы?
- Может, но без институциональной поддержки, этот эффект бывает временным и не способствует росту художника. И еще, здесь имеет значение ниша. Если художник создает условно декоративные произведения, которые нравятся большинству аудитории, то вариант продвижения через соцсети оптимален.
- Как известно, Вы стали сооснователем галереи «Триптих», а есть ли у Вас собственная коллекция произведений искусства?
- Да, «Триптих» - это особая страница моей истории, хотя не так давно я вышла из состава команды галереи, желая сосредоточиться исключительно на своем творчестве. Мы с супругом начали собирать искусство около трех лет назад, на сегодняшний день в коллекции есть такие имена, как Константин Батынков, Кирилл Кто, Наталья Стручкова, Larkandre, Давид Тер-Оганьян, Андрей Бартенев, Ян Тихоненко, Алишер Кушаков, Оксана Афанасьева и другие. Очень хотим приобрести топоропись Нестора Энгельке.
- Как начать новичку собирать собственную коллекцию? Стоит ли опираться на медийность и известность художника или лучше присматриваться к молодым и еще неизвестным?
- Я думаю, что начинать нужно с банального «нравится», посещать ярмарки молодого искусства, галереи. Оно намного более доступно, чем кажется. 5 тысяч рублей – начальная стоимость керамики или графики молодых, многообещающих художников, уже заявивших о себе. Не нужно бояться галерей, во многих сейчас есть произведения буквально на любой кошелек, к тому же прошедшие отбор профессиональных кураторов. Ну и, конечно, всегда можно приобрести работу напрямую у художника из мастерской, связавшись с ним в соцсетях.
София Акимова "Вечер", 2022
- И наш главный вопрос – что Вы посоветуете молодым начинающим художникам?
- Как можно больше посещать выставки современного искусства и музейные экспозиции. Постоянно учиться и работать над мастерством. Быть смелым и осознавать свою уникальность. Демонстрировать свое искусство в сети и в жизни. Искать единомышленников.
Интервьюер: Екатерина Милославская